Сословный театр – это первый театр в Праге.

Достопримечательности Карловых Вар
Главная :: Курорты :: Карловы Вары :: Достопримечательности Карловых Вар


К старейшим курортным объектам без всяческих сомнений относится Замковая башня. Речь идет о единственной сохранившейся части бывшего небольшого охотничьего замка, который построил в своем имении сам Карл IV. Сегодня, после окончания археологических исследований, подтвердивших существование бывшего замка, готовится открытие этого исторического археологического деликатеса в форме музейной экспозиции, которая будет расположена под плитой, прилегающей к Замковой башне.

Что касается Замковой башни, то она является остатком бывшей крепостной башни, которая после разрушения крепости постепенно достраивалась, пока не приобрела нынешний вид. Замковая башня является также сердцем обсуждаемых и подготавливаемых инвестиций в этой зоне. Речь идет об укреплении скального массива под башней, об открытии этих мест для общественности (недавно предложенный проект Скальной колоннады), и об общем культивировании этого места.

С точки зрения возраста застройки, представляются интересными дома на Старой Лоуке, то есть ряд зданий, прилегающих к набережной реки Тепла. За фасадами, с украшениями в историческом или более современном стиле, очень часто скрывается конструкция организма барочного или даже ренессансного.

Над Гейзером стоял когда-то романско-готический костел, окруженный кладбищем. На его месте после пожара был воздвигнут сегодняшний барочный храм св. Марии Магдалины. Автором этого произведения является славный Килиан Игнац Динценгофер. Без сомнения, это знаменитейший барочный памятник в городе, неповторимый только Динценгоферам присущим смешением классического и динамического барокко и своей оригинальной формой штукатурного украшения.

Следующим барочным памятником, о котором стоит вспомнить, без сомнения является памятник св. Троицы, т.н. " «Чумной столб»" Он находится недалеко от Замковой башни. Установлением этого памятника жители Карловых Вар проявили свою благодарность за то, что были обойдены эпидемией чумы. Главным композиционным элементом памятника является облачный трон Бога, Отца и Сына, коронующих Деву Марию.

Карловы Вары – это город колоннад. Знаменитейшей колоннадой, к которой без сомнения придет каждый гость, является Гейзерная колоннада. За время своего существования она несколько раз меняла свое архитектурное лицо. Давно исчезли первая открытая деревянная беседка, построенная над фонтаном Гейзера, и деревянные желоба через Теплу, по которым теплая вода поступала к отдельным домам на Рыночной площади. Осталась в прошлом и тонкая и нежная ампирная колоннада. Во время второй мировой войны была отстранена торжественная чугунная колоннада, которая возвышалась на берегу Теплы от конца 19-го столетия. Сегодняшняя колоннада вполне отвечает времени, в котором она была построена. Сегодня кажущаяся слишком массивной, с ансамблем, не совсем подходящим к хрупкой курортной среде, она ждет в недалеком будущем полной реконструкции, которая должна превратить ее в храм здоровья, соответствующий курортному колориту. Частью возобновляемого комплекса колоннады будет и сегодня уже открытая экскурсионная трасса в старый полуподвал, где гости могут узнать немного больше о тайнах карловарских термальных вод и о других фактах, которые, как правило, не приводятся в экскурсионных руководствах.

Высокой оценки между карловарскими колоннадами без сомнения заслуживает Мельничная колоннада. Автором этого творения является никто другой, как выдающийся неоренессансный архитектор Йозеф Зитек. Речь идет о строении с главным трехтрактным портиковым залом, пространственно расчлененным коринфскими столбами, несущими кассетные перекрытия главной террасы. Приблизительно посреди нее зал расширен полукруглой оркестровой нишей. Впечатление, производимое центральными частями колоннады, усиливается павильоном Зитка, который отчасти используется в качестве курортного кафе. Терраса над этим павильоном, точно так же как и упоминаемая главная терраса, торжественно осветлены и служат для прогулок гостей курорта.

Следующая колоннада, без сомнения относящаяся к карловарскому колориту – это Рыночная колоннада. Она была построена в 1883 году на месте бывшей ратуши. Почти срезу же линия колоннады удлинилась за счет ряда аналогично архитектурно решенных рыночных магазинчиков. Оба комплекса, продолжающие друг друга, деревянные, и имеют истинно курортное архитектурное выражение. Деревянные узоры и общий способ исполнения привели в результате к тому, что замышлявшееся как временное строение на курорте так прижилось, что было объявлено культурным памятником зодчества. Поэтому сегодня колоннада уже обновлена в форме реплики. Описываемая архитектурная линия создает условия для уже упоминаемой Скальной колоннады, которая вырастет около скального массива именно за рядом этих деревянных строений. Составной частью новопредложенного комплекса является и обновленный первоначальный подъемник Оманна, который обеспечит безбарьерный проход между Рынком и плитой у Замковой башни. Безбарьерным будет также соединение отдельных уровней новопредложенной Скальной колоннады. Это решение даст возможность воедино связать Замковую колоннаду (сегодняшние Замковые лазни), Рыночную колоннаду и Мельничную колоннаду, а значит, осуществить великую мечту многих поколений архитекторов.

Конус Замкового холма в наше время завершен комплексом Замковых лазней. Их проект в свое время предложил архитектор Оманн. Нельзя не отметить, что в его представлении это должно было стать чисто променадным и колоннадным строением. Проект сделан явно под влиянием эклектизма со многими элементами стиля модерн, типичными для Оманна. И все-таки это строение также конструкционно авангардное, потому что его ядро создает атипический монолитный скелет. После долгих лет разрушения, когда ворота колоннады для общественности были закрыты, объект был реставрирован как современная бальнеолечебница, причем его наружное архитектурное лицо не было в принципе изменено. Центральная часть курорта после этого начинания стала изысканнее, а после окончания вышеназванных инвестиций это место будет гомогенной составной частью курортной зоны.

Последняя из колоннад – это колоннада Садовая. Она находится в Садах Дворжака, а ее конструкция и архитектура является воспоминанием о формировании сада во времена, когда колоннада была вольным продолжением большого павильона с летним рестораном, верандами и небольшой оркестровой площадкой. Чугунная конструкция была отлита на салмовском металлургическом заводе в Бланске в Моравии. Этот неотапливаемый объект быстро старел, и наконец был отстранен. В последнее время оживают усилия строение обновить как бывшую реплику. Проектом для этого начинания, которое это место оживит и вернет ему когда-то характерный для него дух, должна стать сохранившаяся архивная документация как раз с бывшего салмовского металлургического завода.
Реставрация Садовой колоннады уже закончилась к всеобщему удовлетворению. Теперь она с открытыми объятиями ожидает возвращения своей монументальной соседки.

К следующим представителям типично курортной пышности относится здание Городского театра. И это здание происходит из ателье архитекторов Феллнера и Гельмера. Театральное здание – это какая-то миниатюра столичного Пражского театра и театров из других больших городов, вероятнее всего построенное с учетом критериев тогдашних Карловых Вар. Театр богато украшен, экстерьер и интерьер здания своим оформлением припоминают рококовую игривость европейских образцов. Орнаментальная пестрота особенно заметна в зрительном зале, где виртуозность мастеров штукатурки дополняет живописное оформление венских художников эпохи модерн. Заслуживает внимания также занавес, отделяющий зрительный зал от сцены, на котором изображена аллегория искусств. Театр недавно был реставрирован, и теперь представляет собой действительно весьма приятную и, так сказать, совершенную презентацию курортной архитектуры перелома минувших столетий.

Недалеко от здания театра разместился ареал грандотеля «Пупп». Прежде чем целый комплекс достиг, если ведем речь о величине и комфорте, состояния, знакомого нам сегодня, в недалекой Тепле утекло много воды. Собственно гостиница состоит из целого ряда зданий и объектов, которые постепенно пристраивались к основному объему гостиницы. Позволим себе утверждать, что наибольшей славы грандотель начал достигать от 1895 года, когда его собственники провели принципиальное соединение отдельных зданий, необходимый ремонт пространств и реализовали пристройку недостающих мест.

На возвышенности над центром курортного города как «Титаник» в открытом море возносится между лесами импозантный курортный санаторий «Империал». Первоначально объект строился как гостиница. Превращение гостиницы в санаторий потребовало дорогостоящей пристройки бальнеолечебниц и общественных помещений в южной части скального массива.

Что касается удобства перевозки и перемещения гостей на курорте, жители Карловых Вар всегда об этом образцово заботились. Возвышение за санаторием «Империал» соединено с коммуникациями, лежащими у реки, двумя канатными дорогами. Первая канатная дорога – туннельная. Она дает возможность быстро и удобно добраться до Театральной площади. Вторая канатная дорога – подземная и, к сожалению, уже давно не работает. Ее нижняя станция находится недалеко от Лазней 1 у реки Тепла. Самая длинная действующая канатная дорога – это канатная дорога, соединяющая долину реки с возвышенностью, на которой находится обзорная башня «Диана» - цель многих курортных прогулок. Последняя канатная дорога недокончена. Ее нижняя станция находилась бы в одном из объектов на Гейзерной улице. От канатной дороги остались только остатки корыта, промежуточная станция на улице На Выглидце и недостроенная верхняя станция на возвышенности «Три Креста». Строительство всех этих канатных дорог можно отнести к периоду наибольшего карловарского размаха и расцвета.

Улицы в Карловых Варах окаймлены рядовой застройкой. Все это весьма качественные постройки, при которой архитектура и урбанизм курортного города ничуть не пострадали. Из объектов этого типа стоить вспомнить дом Завойских, репрезентативное произведение архитектуры стиля модерн. К сожалению, при реставрации было отстранено, как это часто случается, большое множество экстерьерных и интерьерных декоративных, но создающих его неповторимость, элементов. И все равно этот объект, расположившийся напротив Рыночной колоннады на Торговой площади, не должен был бы остаться вне поля зрения гостей.

Недалеко от дома Завойских находится еще один интересный объект рядовой застройки – дом «У трех трубочистов». Автор этого объекта – упоминаемый уже несколько раз Оманн, разместивший на фасаде объекта нетрадиционные рельефные украшения в виде фигур и растений.

Для курорта, возникающего или развивающегося в конце 19-го столетия, является типичным строительство улицы, застроенной люксусными виллами, служившими и служащими для проживания городской элиты. Жить в такой зоне всегда было делом престижа среднего и высшего класса.

В Карловых Варах это улица Короля Йиржи, соединяющая торгово-административный центр с городским центром курорта. Отдельные объекты на ней решены как самостоятельные эклектические виллы, в каждой из которых около десяти квартир. Дома предоставляют кроме люксусного жилья также тишину и спокойствие курортного леса. За каждой из вилл на собственном участке разбит садик, очень часто сохранились и когда-то привычные деревянные беседки. Интересна огромная архитектурная пестрота отдельных вилл, при которой на этой длинной улице нельзя найти двух похожих объектов.

В урбанистическую композицию, как ягодка на торт, посажена православная церковь Петра и Павла, построенная в 1897 году на этой улице по образцу Останкинского храма недалеко от Москвы. Она является доминантой и выдающейся достопримечательностью района Вест-энд. Строительство велось на деньги приезжавших сюда русских. В храме можно увидеть две ценные иконы, подаренные будущим российским императором Николаем II. Церковь является верной копией классических византийских построек. Была построена по проекту академика Ухтомского архитектором Густавом Видерманом из города Франтишковы Лазне. Ее позолоченные бани и в этой среде непривычная и Византией вдохновленная архитектура привлекают внимание любительской и профессиональной общественности.

Торговой основой города без сомнения является проспект Т.Г.Масарика. Этот проспект окаймлен рядовой застройкой, из которой нельзя не вспомнить о комплексе зданий знаменитого завода по производству ликеров «Ян Бехер – Карловарская Бехеровка»

Главный объект, в котором скрыто также производство знаменитого ликера, находится на основании – террасе с большими французскими окнами на фасаде, разделенными угловыми ломанными полигональными столбами. В комплексе зданий скрывается и музейная экспозиция с прилегающим фирменным кинозалом.

Следующим объектом на этой улице, заслуживающим усиленного внимания, является гостиница «Национальный дом». К сожалению, этот объект уже давно ветшает, и все никак не удается найти для него действительно подходящего инвестора и оптимальное использование. Гостиница скрывает в себе когда-то знаменитое варьете. Авторы этого здания, как и многих других зданий в Карловых Варах, – венские архитекторы Феллнер и Гельмер.

Недалеко от описываемой торговой улицы построено неповторимое здание Городского рынка. Это здание для своего времени было очень прогрессивно как в отношении архитектуры, так и в отношении использованной конструкции. Речь идет об объекте в форме базилики с центральным вытянутым фонарем по гребню главного корпуса, который сам по себе оптически делится могучим административным крылом, перпендикулярно вбегающим в него. Здесь также расположен главный вход в объект. Авангардно и конструкционное решение здания, при котором весь холл воспринимается как рамочный атипический железобетонный скелет. В здании рынка проходит объемная реконструкция, при которой делается все, чтобы оно снова заняло свое место в золотом фонде карловарской архитектуры.

Недалеко от Городского рынка находится еще одно интересное урбанистическое образование - Чертов Остров. Это зона с блочной застройкой, типичной для первого тридцатилетия 20-го столетия. Самые старые блоки, построенные в начале прошлого столетия, скрывают в себе волшебство и поэзию того времени. Когда-то в них были большие квартиры, предназначенные для средних и высших слоев общества. Архитектурно были решены как экстерьеры комплекса, так и его интерьеры. На фасадах сменяют друг друга мотивы историзма и романтизма, часто насыщенные авангардным на то время модерном. Подобным образом были решены эти объекты изнутри. К сожалению, интерьеры во времена малометражной типизации квартир исчезли, и бывшую славу внутренних просторов припоминают только более или менее сохранившиеся парадные лестницы.

Из начинаний, положительных или отрицательных, которые принесла вторая половина 20-го столетия, обязательно необходимо вспомнить санаторий «Термал». Это здание, само по себе бесспорно качественное, стало большим несчастьем и урбанистической и зодческой ошибкой для курортного города. Гиперсовременный на свое время комплекс своей величиной и объемом поглотил и разбил до того бесконечно живописную долину реки Тепла. Перед его строительством пришлось отступить существующей в то время очень обширной застройке, с несколькими весьма ценными зданиями включительно. Урбанистические связи в этом месте были разорваны, оно потеряло свои мерки. Комплекс санатория исполняет в полной мере свою функцию, которой является забота о гостях курорта и предоставление услуг, необходимых для проведения фестиваля. К сожалению, санаторий находится в месте, которое может его принять с большим трудом.

Совершенно противоположными примерами реализации конца прошлого столетия являются, к счастью, другие объекты. Например, комплекс зданий гостиницы «Дворжак», построенной на Новой Лоуке в центре курортного города у реки Теплы, отвечает самым жестким архитектурным меркам, как и требованиям общества охраны памятников истории и культуры. Его архитектура современна, но в то же время оно естественно вписывается в окружающие его окрестности.

Еще одним объектом, который мы можем оценить как весьма удавшийся в плане архитектурном, является комплекс жилых домов «Даллас», находящийся в прилегающей городской четверти Драговице. Его архитектура разыграна с игривым, но притом культивированным современным эклектизмом, так типичным для карловарского курорта. К сожалению, совершенно отсутствует коммуникация объекта с окружающей средой, которую создает панельная застройка последнего тридцатилетия прошлого столетия.

Карловы Вары расположились в живописных излучинах реки Тепла, на холмах и в лесах, создающих типичную курортную обстановку. Эти леса и поляны протканы сетью курортных лесных тропинок с многочисленными альтанками и загородными ресторанами. На местах к тому пригодных были построены смотровые площадки, нередко дополненные смотровыми деревянными беседками. Доминантное положение среди этих мест без сомнения принадлежит некоторым возвышенностям, на которых на переломе 19-го и 20-го столетия были построены смотровые площадки или смотровые башни. Самая знаменитая их них - башня «Диана», скрывающая в себе скоростной лифт, который донесет к верхней смотровой галерее сотни человек за сезон. Смотровая башня вместе с прилегающим рестораном создает комплекс, типичный для курортных городов, возникавших и развивавшихся на переломе 19-го и 20-го столетий.

Еще одним таким местом является смотровая площадка Карла IV, которая была построена на возвышенности над Лазнями 1. Это маленькое и элегантное строение, построенное в чисто романтическом духе, оживляющем средневековый способ строительства, имеет свое несомненное место при курортных прогулках. Отдельные смотровые террасы башни украшены зубцами, постройка исполнена в духе английской замковой готики.

Крепость Бечов. Град Бечов-над-Теплоу был основан в 13-м столетии помещицким родом из Осека, которому он принадлежал на протяжении еще двух веков. Находясь на скалистом мысу на месте торгового пути, первоначально град предназначался для охраны этого пути и для сбора таможенной платы, а потому служил в качестве стратегически важной крепости и был укреплен в ходе перестроек в готическом стиле; в таком виде он сохранился до сегодняшнего дня. Наибольшего расцвета крепость получила в 15-м веке, когда стала принадлежать роду Плугов из Рабштейна, которые занимались добычей золота, серебра и олова. Самая ценная часть града, сохранившаяся до нынешних времен, - капелла Явления Девы Марии (1400г), часовня, украшенная древними фресками на библейские мотивы. Именно под полом этой капеллы и был найден реликварий. Со временем средневековая крепость уже перестала удовлетворять потребностям владельцев. Плуги соединили две самые древние части града, а затем построили дворец с аркадами в стиле эпохи Возрождения - для проживания и приемов гостей. В 1547 году Кашпара Плуга, возглавившего сословное восстание против Фердинанда I, которое закончилось неудачно, казнили, а имущество конфисковали. Бечовский замок отошел королевству как расплата за долги.

Во время 30-летней войны город был занят шведами. В 1654-1652 годах Бечовом владели Квестенберги. На фундаменте укреплений тех времен - огромном бастионе над крепостным рвом неподалеку от опустевшего града они начали строить замок в стиле барокко с восьмигранной башней. Внутри башни были построены репрезентационные залы, библиотека и часовня. В 1813 г. поместье было куплено бельгийским родом Бофортов-Спонтини, которые начали перестраивать Плуговский дворец в классическом стиле, а крепость использовалась в качестве амбара.

В 19-м веке град и замок был соединен в одно целое. Интерьеры замка реконструировались. Прямо из жилых помещений можно было выйти на террасы с бассейнами и фонтанами. В прежние времена бывшие пивоваренные погреба были доступны с террас замка, как модные гроты (пещеры). По проекту Зитека была начата перестройка а в романтическом стиле, но проекты были осуществлены только частично, в основном, это коснулось интерьеров. Их украсили ценными коллекциями картин, гобеленов из фондов бельгийского рода Бефортов-Спонтини. В последнее время замок был полностью отремонтирован и открыл экспозицию «История и значение реликвиариев». Известно, что самую большую ценность представляет собой уникальный романский реликвиарий святого Мавра, который нашли в 1985 году в часовне. В 12-м столетии реликвиарий купил за 2500 франков Альфред де Бефорт. Он отреставрировал сокровищницу и перевез в Бечов. Когда в конце Второй мировой войны Бефорты, как активные пособники фашистов, быстро покидали свой замок, то спрятали реликвию под пол, так как надеялись на скорое возвращение. В 1945 г. замок был конфискован и стал государственным имуществом (а на следующий год уже был открыт для публики). Ценный памятник лежал там более 40 лет. В 80-х годах следователи получили анонимное сообщение, что один торговец предлагает вывезти сокровище из Чехословакии. После изучения архивов и проведения допросов, 5 ноября 1985 года реликвию нашли - в подвале среди бутылок выдержанного вина и коньяка. 60 специалистов из Чехии и зарубежья принимали участие в восстановлении реликвиария святого Мавра. В мае 2002 году он стал доступен для общественности.

Замок Локет

В окрестностях Карловых Вар, где река Огрже образует излучину, на скале возвышается монументальный замок Локет - один из замечательных памятников архитектуры и культуры чешского средневековья. Некогда он принадлежал чешским королям и был административным центром Локетской области. Замок неоднократно перестраивался, но во многом сохранил свой облик. В замке работает постоянная выставка фарфоровых изделий, производимых местными заводами.

Замок Локет - охотничья резиденция королей Люксембургской династии, очень интересный с архитектурной точки зрения. Потрясающий средневековый ансамбль замка в излучине быстрой реки, высокие каменные стены, суровое убранство замковых помещений, узкие улочки, древние площади, неспешный ритм жизни городка – памятный штрих вашей экскурсионной программы по Чехии. Замок Локет был излюбленным местом пребывания Гете. Более всего здесь доминирует королевский оборонительный град с романскими элементами и частичной оградой, перестраиваемый при Вацлаве IV, позднее – в духе сакского ренессанса. Характерные ограды видны и у некоторых домов живописной площади. Локет стал частью знаменитой немецко-чешской трассы Burgenstrasse.

Музей Мозер находится на стекольном заводе "Мозер", основанном в Карловых Варах в 1875 году. Экспозиция включает архивные документы и большое количество интереснейших образцов - шедевров прошлых времен и произведений лучших современных мастеров. Посетители имеют возможность ознакомиться с технологией производства изделий из уникального мозерского стекла по видеоматериалам и воочию увидеть виртуозную работу мастеров непосредственно на рабочих местах.
Завод «Мозер» - самый известный в мире изделиями из хрусталя.


Реклама