В центре Пльзеня до наших дней сохранилась характерная шахматная планировка.

Новый город


Прага классическая, а/к ЧСА (суббота)

Когда речь заходит о названии этого пражского района, ни у кого не возникает удивления, ведь выглядит он вполне современно. Однако и он "блещет” своей стариной, а его основание уходит в глубокую древность, в XIV век, - период небывалого расцвета Чешской земли, когда правил император Карл IV. Прогрессивный правитель, вернувший¬ся после многолетнего проживания в Европе, прозорливо определил жизненную необходимость кардинальной пере¬стройки Праги. По его указу в 1348 г. и был основан Новый Город. Расширив прежнюю территорию Малой Стороны и Градчан, Карл IV увеличил общую площадь города в 4 раза, и Прага становится одним из крупнейших городов Европы XIV в. Урбанистический план Нового Города включал три крупных рынка: конный, сенной и скотный. Сейчас это Vaclavske namesti, Senovazne namesti и Karlovo namesti - са¬мая большая площадь Праги. Остаётся только восхищаться дальновидностью проектантов, которым удалось предуга¬дать развитие Праги на 500 лет вперёд. Со времен Средневе¬ковья мало что сохранилось - в период крупного строитель¬ного размаха в XIX в. многие здания навсегда были стёрты с лица земли. Тем не менее, доминантные церковные объекты этого района еще хранят в памяти годы правления “отца Отечества”, так с чувством любви и признательности называют Карла IV.

Улица на Пржикопе является оживленным торговым центром с целым рядом магазинов, банков, ресторанов и других крупных зданий. Название улицы напоминает, что здесь когда-то находился ров (пржикоп), образующий границе между Старым и Новым Городами. На этой улице располагается здание старейшего в Праге магазина, дворец Сильва-Тарукки, Славянский дом, а также дворец Государственного банка.

В самом сердце города находится Вацлавская площадь. По своим размерам – 750 на 60 метров – она скорее напоминает парижский бульвар, чем площадь. Гостиницы высшего класса, многочисленные рестораны, кафе, магазины, кинотеатры образуют оживленную и пульсирующую артерию города – Золотой крест – так называют комплекс улиц, созданный площадью и внизу лежащими улицами. На площади перед Национальным музеем установлен памятник св. Вацлаву. Конную статую покровителя Чехии окружают статуи св. Людмилы, св. Анежки, св. Прокопа и св. Войтеха. Вацлавская площадь – это своеобразный духовный и исторический символ молодой Чешской Республики, так как она была свидетелем многих важных событий в истории страны.

В верхней части Вацлавской площади располагается Национальный музей. Величественное здание, выполненное в стиле неоренессанс, было построено в 19 веке. С самого начала здание предназначалось для коллекций Национального музея, а именно Музея естествознания и истории и для библиотеки, содержащей свыше 1,3 миллионов томов и 8 тысяч рукописей. В пантеоне, увенчанном куполом, находится ряд бюстов и статуй видных чешских деятелей культуры. В боковых крыльях выставляются экспонаты из области минералогии, ботаники и зоологии. Монеты, медали и театральные документы относятся к ценнейшим экспонатам историко-археологического отделения. В число коллекций Национального музея входят также экспозиции Этнографического музея, Музея музыкальных инструментов, Музея им. В. Напрстка и Музея физкультуры и спорта, которые размещаются в других вставочных залах.

Не меньшее значение имеет и музей Антонина Дворжака. Здесь можно увидеть партитуры, документы и личные вещи выдающегося чешского композитора. Экспозиция размещается в великолепных апартаментах виллы «Америка». Это здание по праву относится к шедеврам пражского барокко. Особое внимание заслуживают барочная решетка у входа, настенная роспись работы Я.Ф.Шора 18 века и скульптуры в саду работы А.Брауна.

На площади Jungmannovo namesti находится вход в Костёл Девы Ма¬рии Снежной, который основал Карл IV в 1347 году в честь своей ко¬ронации на чешский престол. По проекту он должен был быть самым крупным (длина более 100 м). Одна¬ко из-за Гуситских войн проект остался незавершенным. Тем не ме¬нее, он считается самым высоким храмом в Праге (высота 34 м). Рядом находится Францисканский сад, оа¬зис роз в самом центре города.

Дворец Люцерна, (Stepanska, 61) - это первая железобетонная построй¬ка Праги, связанная с именем В. Гаве¬ла, который был одним из его архитек¬торов. Только не путайте его, пожалуй¬ста, с именем экс-президента Чехии. Архитектором был его дед. Постройка 1907-1921 гг. пронизана пассажами с магазинчиками и ресторанами, с ки¬нотеатром, а в подземной части - большим эстрадным залом. Под купо¬лом висит скульптура Св. Вацлава, в перестроечное время потерявшего землю под ногами (работа Д.Черны).

Дом Манес (Manes), Masarykovo nabrezi, 1, был по¬строен в 1930 г. на месте Шитковской мельницы. Здание в стиле конструктивизма служило обществу художников, основанному в 1898 г. и носящему имя славной чешской династии художников Манес, кото¬рая положила начало чешской художественной шко¬ле XIX в. Сейчас здесь выставочный зал и ресторан с террасой, откуда открывается поэтический вид на ре¬ку Влтаву. Прилегающая к зданию Шитковская водо¬напорная башня (1489 г.) после неоднократной ре¬конструкции служит памятником первой системы во¬доснабжения Нового Города.

На улице Resslova расположены два значимых церковных объекта. Костёл Св. Вацлава на Здеразе (sv. Vaclava na Zderaze) был построен в XII в. задолго до основания Нового Города и служил при¬ходом поселению Здераза. Интерьер - алтарь с распятием и церковные лавки - были сделаны знаменитым скульптором Ф. Билеком (1930 г.). На противоположной стороне стоит церковь св. Кирил¬ла и Мефодия. В 1730-1740 гг. (тогда ещё как костёл св. Карла Боромейского) он строится по проекту К.И.Динценгофера одновременно с домом престарелых для священников. Интерьеры костёла украсила фреска, изображающая сцены из жизни св. Карла Боромейского. В конце XVIII в. комплекс был закрыт. Службы в костёле были возобновлены лишь в 1934 г. уже как в святыне чехословацкой православной церкви. В 1942 г. в крипте церкви скрывались семь парашютистов, совершивших покушение на немецкого протектора Рихар¬да Гейдриха. Здесь же состоялся и их последний бой. Имена героев перечисле¬ны на мемориальной доске, расположенной на внешней стороне крипты.

Ратуша Нового Города (Karlovo namesti, 23) впервые упоминается в 1377 г. Здесь немно¬го комическим способом началась Гуситская революция. Когда 30.7.1419 г. процессия сто¬ронников реформации, возглавляемая Я. Желивским, обратилась к городским властям с просьбой освободить из тюрьмы их едино¬мышленников и получила отказ, ратуша была взята штурмом, а её правители летели вон через окно. Этот эпизод положил начало революци¬онным событиям, длившимся почти 20 лет.

Костёл св. Игнатия (Karlovo namesti) - центральный иезуитский костёл в Новом Городе, был построен во второй половине XVII в. архитек¬тором А. Лураго. Богатое внутреннее убранство в стиле барокко - прямое доказательство привилегирован¬ного положения ордена иезуитов в этот период. Прилегающий к костё¬лу объект бывшей иезуитской семи¬нарии сейчас находится в распоря¬жении факультативной больницы.

В Новом Городе располагается Национальный театр. Основан театр был в 19 веке. Однако из-за сильного пожара здание было уничтожено, а затем заново построено. Северный фасад театра украшают статуи Забоя и Лумира, созданные в мастерской А.Вагнера. На аттике установлены скульптуры Аполлона и девяти муз и Богини Победы, работы Б.Шнирха. Над боковым входом установлены Аллегории Оперы и Драмы Й.Мысльбека. Внутреннее пространство театра отличается великолепным художественным оформлением. Потолок зрительного зала украшен восемью Аллегориями искусства, работы Ф.Женишека. Он же является автором триптиха «Золотой век, упадок и воскресение искусства», который помещается в главном фойе театра.

От Национального театра видна стоящая против берегов Славянского острова башня Водонапорная, датированная 15 веком. Она была преобразована в современное здание и стала гениальным соединением поздней готики и функционализма. Далее идя по набережной встречаешь удивительное архитектурное сооружение – Танцующий дом, привнесший в окружающую атмосферу дуновение современного архитектурного мышления. Танцующий дом на набережной Masarykovo nabrezi сим¬волизирует легендарную пару танцоров Ф. Астера и Д. Ро¬джерс. Лёгкая, словно танцующая у реки кон¬струкция была удостоена в 1996 г. престиж¬ного мирового титула - постройка года. Ар¬хитектор и автор проекта В. Милунич весь¬ма оригинально заполнил долгие годы су¬ществующее пустое пространство в центре города, обогатив Прагу ценной постройкой. Наверху расположен роскошный ресторан “La Perle de Prague” (Жемчужина Праги). Идеальное место, чтобы превратить вечер в Праге в незабываемое впечатление.

Неподалеку расположен костел св. Йиндржиха. Этот интересный и типичный для эпохи Карла IV трехнефный зал был частично перестроен в готическом стиле в 19 веке. Приходский костел дал название улице Йиндржишской, которая ведет к Вацлавской площади.

Вторым главным центром Нового Города является Карлова площадь. Карл IV основал ее как центр новой Праги. Именно поэтому площадь так велика, и именно поэтому здесь расположилась Новогородская ратуша, которая служила своей цели до 1784 года. Почти посередине восточной стороны площади находится монументальный барочный храм св. Игнация, завершенный в 1670 году. Далее на восток стоит романская ротонда св. Лонгина 11 века, которая когда-то была приходским костелом здешнего поселка Прудик.

К югу от Карловой площади разбросано много достопримечательностей. Монастырь Эмаузски, основанный в 1347 году, - единственная новостройка, которая была завершена при жизни Карла IV. Украшению монастыря придавалось большое значение. Красивый трехнефный зал монастырского костела был дополнен редкостным циклом фресок в амбите. Это самый большой сохранившийся ансамбль средневековой настенной росписи за пределами Италии.


Реклама