На протяжении веков Чехию называли «сердцем Европы».

Вышеград


Легенда об основании Праги гласит, что после смерти Чеха, который привел чешский народ в Чехию, его сын, воевода Крок, основал город на скале над Влтавой и по высокому месторасположению назвал его Вышеградом. Когда Крок умер, чехи выбрали княжной младшую дочь его, Либуше. Решив перенести столицу, она послала слуг искать место на левом берегу Влтавы. Слуги встретили дровосеков, которые тесали дерево. "Что вы делаете?" - спросили слуги Либуше. "Рубим порог", - ответили дровосеки. Вернувшись, слуги все доложили княжне. "По порогу этому будет новый город Прагой называться, и слава его звезд достигнет!" - повелела впечатлительная Либуше.

Скучная история же говорит, что Вышеград, наоборот, был построен уже после Града. «Высший град» считают самой древней резиденцией чешских князей Пржемысловичей. По всей вероятности, он был основан только в 10 веке в противовес града на холме Градчаны. Все большее значение Вышеград стал приобретать в 11 веке, когда здесь поселились правители и началось бурное строительство. В гуситских войнах Вышеград был подвержен разрушениям. А в 18 веке превратился в барочную крепость. Однако в 1866 году крепость была закрыта. В 1883 г. Вышеград вместе с его подградьем получил статус шестого городского района, однако крепость оставалась в подчинении военной администрации вплоть до 1911 г. После того, как крепость была закрыта, патриотически настроенные каноники решили восстановить славные традиции Вышеграда, на этот раз уже как памятника национальной культуры. Впоследствии на территории крепости был разбит парк. В настоящее время в Вышеграде постоянно ведутся археологические раскопки.

Одну из доминант панорамы Вышеграда составляет костел св. Петра и Павла. Две башни костела возвышаются над домами на правом берегу реки Влтавы и являются символами этой части города. За время существования костела был произведен ряд преобразований, и сегодня посетители могут увидеть неоготический облик костела, полученный им во второй половине 19 века. Неоготическая концепция фасада подчеркнута треугольным фронтоном, украшенным статуями. Оформление великолепного портала с широким откосом образовано люнетными мозаиками и рельефом. Интересен также золоченый дверной молоток с гербами. Внутри костела можно увидеть настенную роспись по стилизованным мотивам начала 20 столетия. Не в последнюю очередь привлекательность костела состоит и в огромном количестве ценных украшений и картин, заполняющих нефы и крестовый ребристый свод. Опорными столбами, несущими стрельчатые арки, делится пространство на три нефа. Над боковыми алтарями, украшенными резьбой по дереву, находятся ценные мозаичные окна. Главный алтарь украшен четырьмя статуями – св. Петр и Павел, Кирилл и Мефодий. Стоит обратить внимание также на надгробие св. Лонгина, романский каменный саркофаг и станковую картину Девы Марии Дождливой. Интересны деревянная кафедра проповедника и хоры.

Самым древним сохранившимся памятником Вышеграда, напоминающим о его расцвете при короле Вратиславе, является романская ротонда св. Мартина XI в., находящаяся недалеко от Леопольдовых ворот (1676-1678 гг.), вторых ворот барочной крепости. Дожившая до наших дней часовенка нарушает каноны романской церковной архитектуры. Оригинальный вход с западной стороны во время реконструкции в XIX веке был замурован и заменен южным порталом, украшенным мотивами из Коронационного кодекса (богато иллюстрированная рукопись со второй половины 11 века)

Другой достопримечательностью Вышеграда является Бертрамка. Это вилла, построенная в 17 веке. Владельцы виллы менялись неоднократно. Во второй половине 18 века она принадлежала супругам Дашковым, у которых несколько раз гостил В.А.Моцарт. Здесь же Моцарт написал оперу «Дон Жуан». Дом располагается на склоне холма в прекрасном парке.

На втором этаже виллы Бертрамка находится музей В.А.Моцарта. Он был основан в 19 веке отцом и сыном Попелками. Вместе с музеями А.Дворжака и Б.Сметаны этот музей входит в музыкальное отделение Национального музея. Помимо документов, связанных с жизнью композитора, здесь можно осмотреть его рабочий кабинет и спальню, увидеть партитуры, письма и исторические театральные афиши. На вилле часто устраиваются концерты. В саду виллы установлен бюст Моцарта.

Когда в 1866 году Вышеград лишился своей роли как крепость, местное Вышеградское кладбище начало увеличиваться и превращаться в Славин, который становится доминантой кладбища. Реорганизованное в архитектурном плане возникло почетное кладбище и памятник для выдающихся чешских личностей. Там похоронены писатели К.Чапек и Ю.Зейер, художники А.Муха и В.Шпала, композитор А.Дворжак и скульптор К.Гилберт. Здесь можно увидеть произведения скульптуры и архитектуры. Кладбище представляет собой гармоничное художественное целое, знаменательный национальный памятник древней и современной чешской истории.

На месте развалин королевского дворца возникли вышеградские сады. До сих пор здесь можно найти остатки готического люксембургского дворца. После 1947 года здесь помещены скульптурные группы, представляющие легендарных персонажей прошлого: Лумир и Писень, Пржемысл и Либуше, Цтирад и Шарка, Забой и Славой.

Вышеград – это место, где у каждого камня есть своя история, где у каждого кусочка земли – своя легенда или предание. Здесь вам покажут место, где Либуше однажды взяла золотую колыбель своего первенца и, поцеловав, погрузилась в реку под вышеградской скалой со словами «Лежать ей, пока не родится грядущий спаситель родины». И когда явился на свет последний отпрыск рода Пржемысла, поднялась колыбель из глубин, а когда дитя выросло превратилось она в чудесное ложе, которое стояло в замке Карлштейн.

Считается что в скале, недалеко от базилики св. Лаврентия спрятан Либушин клад. Добраться до него можно только один раз в год – в Великую пятницу на Пасху и только набожному человеку. Охраняют сундук с кладом черная собака и черный петух. По слухам в той же скале спят рыцари, в полном вооружении и с оседланными конями. Их предусмотрительная Либуше спрятала на случай, если на Чехию обрушится беда.

В зимнем саду резиденции капитула в парке деканства находятся три обломка столба, названного Чертовым, сложенные в форме пирамиды. С ним связана легенда о настоятеле вышеградского храма и черте, поступившем к нему на службу с целью заполучить его душу. Когда пришло время настоятелю отправиться в ад, он попросил дьявола о последней услуге: принести из Рима мраморный столб за время, пока служат обедню. Просьба настоятеля не была выполнена в срок и душа его была спасена. Бес в сердцах швырнул колонну, и она раскололась на три части.


Реклама